Специальные технические условия
Специальные технические условия (СТУ) – документ, определяющий требования к проектированию и строительству объектов различных типов. СТУ отражают особенности проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Вид документа определяется характером требований, описанных в нём и сферой его применения.
Разработка СТУ по пожарной безопасности на объекты капитального строительства осуществляется на стадии проектирования в следующих случаях:
• нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности не установлены требования к объекту, т.е. объект является технически сложным и(или) уникальным;
• проект содержит решения, отличные от проектных решений в рамках действующих нормативных требований в области пожарной безопасности (превышение площади пожарного отсека, высокостеллажное хранение, отсутствие системы пожаротушения и т.д.).
СТУ также позволяют:
• урегулировать спорные вопросы, связанные с противоречиями в современном законодательстве и нормировании
• использовать уникальные и эффективные проектные решения с учётом оптимального перечня компенсирующих мероприятий.
В настоящее время законодатель дает возможность разработки двух видов специальных технических условий:
1. Специальные технические условия на разрешение отступления от требований норм и правил;
2. Специальные технические условия на объекты капитального строительства, на которые отсутствуют нормы проектирования.
В первом случае разрабатываются СТУ, содержащие разрешение на отступление от требований нормативных документов. В данном случае, например, возможно решить проблемы с необеспеченными противопожарными расстояниями, проездами.
Во втором случае СТУ разрабатываются для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных зданий. В данном случае СТУ разрабатываются на основе положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ст. 78 ч. 2.
В данном случае решается вопрос обеспечения пожарной безопасности зданий, которые не могут быть отнесены к конкретному классу функциональной пожарной опасности, например, для апартамент-отелей или торгово-развлекательных центров, зданий с атриумами и т.п. В этом случае СТУ представляют собой перечень требований пожарной безопасности применительно к объекту защиты в полном объеме и полностью заменяют собой нормы проектирования.
Согласно Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ст. 6, ч. 2, Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений. При этом составной частью СТУ является расчет уровня пожарного риска.
Требуемый уровень пожарного риска обеспечивается наличием системы обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
- СТУ предусматривается комплекс мероприятий, компенсирующих отступления от требований норм, обеспечивающий пожарную безопасность объекта защиты.
- СТУ содержат требования к составу и характеристикам комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
- СТУ должны соблюдаться на всех этапах проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации объекта защиты, в отношении которого они разработаны.
- СТУ подлежат согласованию с уполномоченным органом МЧС России (экспертный совет в субъектах Федерации), а также с Минстроем России.
Комплекс инженерно-технических мероприятий
С помощью расчета пожарного риска можно разработать и обосновать комплекс инженерно-технических мероприятий по пожарной безопасности (так называемый "КИМ"), при выполнении которого обеспечивается нормативное значение пожарного риска. В случае согласования такого КИМ в органах МЧС можно избежать требований Сводов правил, которые выполнить невозможно. В некоторых случаях разработка КИМ полноценно заменяет собой разработку и согласование специальных технических условий. В данном случае преимущество заключается в том, что при равноценном значении документов отсутствует необходимость согласования в Минстрое РФ.
При разработке КИМ проводится расчет уровня пожарного риска с учетом архитектурно-планировочных решений (решений по путям эвакуации, ширина и расположение эвакуационных выходов, расположение противопожарных преград и т.п.), инженерно-технических решений (наличие средств противопожарной автоматики: пожарной сигнализации, типа системы оповещения, автоматического пожаротушения, противодымной вентиляции), количества людей и времени присутствия людей. Как правило, расчет выявляет "слабое звено" и показывает в каком месте необходимо предпринять дополнительные меры. Проводится дополнительный расчет с учетом дополнительных мероприятий и изначальных исходных данных. В случае, если по результатам расчетов значение уровня пожарного риска не превышает нормативных значений, дополнительные мероприятия являются эффективными. Комплекс мер, направленных на обеспечение нормативного значения уровня пожарного риска, и влияющие на его значения непосредственно в цифрах, является основой для КИМ.
Факторы, влияющие на расчетное значение пожарного риска:
1. Функциональное назначение объекта;
2. Режим функционирования объекта
3. Параметры эвакуационных путей и выходов (количество, ширина, высота);
4. Наличие систем противопожарной автоматики:
- Если установки требуются и смонтированы, то значения положительные (принимается коэффициенты 0,8 и 0,9 в расчетах);
- Если установки требуются, но не смонтированы или не соответствуют требованиям, то значение отрицательное (принимается коэффициент 0 в расчетах);
- Если установки не требуются, но смонтированы, то значения остаются неизменны (принимается коэффициенты 0,8 и 0,9 в расчетах);
5. Наличие противодымной вентиляции. Расчет производится с учетом ее работы (учитывается место расположения дымовых клапанов, их размеры, высота расположения, производительность);
6. Устройство противопожарных дверей, люков, окон. Расчет производится с учетом ограничения распространения опасных факторов пожара;
7. Ограничение числа людей в помещениях;
Остальные мероприятия существенного значения на расчетное значения, уровня пожарного риска не оказывают. Изменяя те или иные параметры в любом здании возможно добиться положительного результата.
Определение расчетной величины пожарного риска
Расчет пожарного риска или его независимая оценка – это определение уровня эффективности пожарной безопасности и возможные последствия возникновения пожара для безопасности людей и сохранности имущества.
Пожарный риск разделяют на такие виды:
• допустимый – его уровень обоснован социально-экономическими условиями и является допустимым;
• индивидуальный – когда в результате влияния опасных факторов в процессе пожара он может привести к гибели человека;
• социальный – та мера опасности, которая при возникновении пожара может привести к гибели группу людей.
С помощью расчета пожарного риска определяется, насколько соответствует уровень пожарной безопасности на предприятии или в здании нормативным требованиям или определенному критерию. Это осуществляется в результате получения необходимых данных, их оценки и проведения объективного анализа состояния пожарной безопасности на объектах. Специалисты рассчитывают вероятность и возможные последствия пожара для людей, зданий, имущества.
Если на предприятии есть небольшие отступления от нормативов по пожарной безопасности, то такое мероприятие проводится для того, чтобы удостовериться, допускается ли его эксплуатация без ликвидации выявленных недочетов в системе обеспечения пожарной безопасности или они подлежат незамедлительному устранению. Допустимые значения рисков разных видов указаны в нормативных документах.
Независимую оценку риска нужно выполнять в таких случаях:
• при составлении декларации пожарной безопасности для производственных, жилых или административных зданий или сооружений, для которых проведение таких расчетов предусмотрено нормативами;
• для доказательства обеспечения пожарной безопасности на объектах, защита которых не регламентируется федеральными законами.
По правилам расчет пожарных рисков должен проводиться для всех зданий и сооружений производственного или непроизводственного назначения, однако допускается не производить его для таких объектов:
• жилых домов, коттеджей, особняков, находящихся в частной собственности, высота которых не превышает трех этажей;
• хозяйственных построек на садовых, дачных, приусадебных участках, находящихся в индивидуальном пользовании;
• зданий и сооружений (отдельно стоящих) площадью не более 300 квадратных метров и высотой не более двух этажей при условии, если в них могут находиться одновременно менее 50 человек.
Работа по расчету пожарных рисков состоит из нескольких этапов:
• анализ всех имеющихся документов, которые относятся к ПБ объекта;
• обследование, выявление «слабых мест» и условий для возникновения пожара, оценка соответствия объекта требованиям ПБ;
• проведение исследований, экспертиз, испытаний, расчетов, необходимых для наиболее точного определения уровня рисков;
• подготовка заключения о соответствии или несоответствии объекта требованиям ПБ с учетом допустимых пожарных рисков;
• разработка технических условий для обеспечения выполнения всех условий, при которых уровень ПБ на объекте будет соответствовать всем нормативам.
Отчет по оценке пожарных рисков включает в себя декларацию ПБ, подготовленный комплекс мероприятий и специальные ТУ для объектов, на которых есть отклонения от действующих нормативов. Затем отчет с указанием суммы пожарного риска подлежит согласованию в МЧС.
Сумму пожарного риска определяют в основном такие нарушения: отсутствие систем дымоудаления или автоматического пожаротушения, если ширина проходов, лестничных маршей, коридоров, выходов на лестницы, эвакуационных путей меньше нормативных величин, а также недостаток освещенности в коридорах и подвалах и отсутствие запасного выхода для осуществления эвакуации.
Проведение прозрачной независимой оценки способствует повышению уровня безопасности имущества и защищенности людей, снижению административной нагрузки на предпринимателей, освобождению работников Госпожнадзора от контроля на небольших объектах, а также предупреждению проявлений коррупции со стороны надзорных органов.
Противопожарные мероприятия
ППМ являются обязательным разделом проектной документации, в котором дается полная характеристика объекта, перечисляются требования к его противопожарной безопасности.
Концепция противопожарной защиты здания или объекта закладывается в самом начале проектирования.
Согласование проекта с представителями ГПН и внесение необходимых корректировок позволяет:
• Снизить объем затрат на противопожарную безопасность.
• Сократить объем работ по проекту.
• Минимизировать сроки разработки и внедрения проекта.
• Заложить надежные условия обеспечения пожарной безопасности.
• Избежать необходимости разрабатывать СТУ.
в текстовой части:
• описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;
• обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства;
• описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;
• описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;
• описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара;
• перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара;
• сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;
• перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;
• описание и обоснование противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);
• описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии);
• описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства;
• расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарных рисков не требуется);
в графической части:
• ситуационный план организации земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием въезда (выезда) на территорию и путей подъезда к объектам пожарной техники, мест размещения и емкости пожарных резервуаров (при их наличии), схем прокладки наружного противопожарного водопровода, мест размещения пожарных гидрантов и мест размещения насосных станций;
• схемы эвакуации людей и материальных средств из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара;
• структурные схемы технических систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода).